+7 (401 41) 3-28-97e-mail: gazetapolus@mail.ru
Время работы: понедельник - пятница с 9:00 до 18:00
Образование

Образование

В четверг, 29 октября, Светлана Трусенева области в режиме видеоконференции пообщалась с редакторами муниципальных газет.

Светлана Сергеевна рассказала об общей ситуации в системе образования области, о планах качающихся каждого муниципалитета и ответила на вопросы журналистов.

Министр рассказала о реализации национальных проектов «Образование» и «Демография».

«Самые большие изменения сегодня происходят в обучении учителей, как в организации системы кадровой подготовки на уровне среднего профессионального и высшего образования, так и с точки зрения переподготовки уже действующего учительства. Задача поставлена Президентом России – вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году. Конечно, это будет измеряться международными исследованиями, и мы должны быть подготовлены», – подчеркнула Светлана Трусенева.

В ближайшее время много внимания будет уделяться информатизации системы образования, которая обеспечит обучение школьников в зависимости от их потребностей. 

«Надеемся, что до 2023 года индивидуальная образовательная программа будет построена в каждом учреждении, независимо от того, на какой территории оно находится: сельской или городской», – рассказала Светлана Трусенева.

В ходе видеоконференции участники узнали от министра о планах по укомплектованию школ новым оборудованием, об открытии «Точек роста». В 2021-2022 учебном году «Точки роста» начнут действовать ещё в 40 школах региона. Еще в 20 школах планируется открыть такие центры в 2023 году. Теперь там будут не только кабинеты информатики, ОБЖ и физкультуры, но и добавляется весь естественно-научный профиль.

Кроме того, в планах на ближайшее время – создание центров цифрового образования детей «IT-куб» и открытие на базе школ технопарков «Кванториум». Это, по мнению министра, удовлетворит потребность учеников, тяготеющих к цифровому и техническому направлений, всех городов и поселков в получении образования. Первые «IT-кубы» планируют открыть с Черняховске и Багратионовске.

«В связи с празднованием 75-летия региона в 2021 году учеными будет создан новый региональный учебный курс по истории Калининградской области, - сообщила Светлана Сергеевна. – Наша задача – начать этот курс и сделать его доступным, понятным и интересным для ребят».

Несколько вопросов касались организации процесса обучения в связи с заболеваемостью учеников. Редактора спросили, оправдали ли себя противовирусные меры.

«Вторую четверть мы начнём в штатном режиме, и все образовательные организации будут работать с соблюдением необходимых санитарных норм и правил, - отметила министр. – Сегодня закрыто 69 классов и групп в 21 образовательной организации. Прошлой осенью в такое же время были закрыты 174 группы и класса из 101 образовательной организации. Это означает, что дети болеют меньше по сравнению с прошлым годом».

Также министр ответила на вопросы журналистов.

На наш вопрос: «Многие школы в этом году приняли участие в нацпроектах. В связи с пандемией удастся ли правительству области обеспечить возможность исполнения данных проектов в установленные сроки. И не будет ли в связи с этим уменьшение финансирования? Планируются ли нацпроекты «Образование» на следующие годы?»

Министр ответила, что в 2020 году Калининградская область приняла участие в федеральных проектах «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка».

В 2020 г. в федеральном проекте «Современная школа» приняли участие 42 школы, в том числе и образовательные учреждения Черняховского городского округа лицей №7, гимназия №2 и СОШ №5, где открыты «Точки роста», а в СОШ №3 созданы условия для занятия физической культурой и спортом. «Такие центры образования цифрового и гуманитарного профилей появятся еще в девяти школах Черняховского городского округа в течение ближайших трех лет. На 2021,2022 и 2023 гг. мы запланировали открытие «Точек роста» в 60 школах региона, среди них и школы Черняховска» - сказала Светлана Трусенева.

Министерством образования Калининградской области поданы новые заявки для участия в отборах в 2021-2023 годах на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в рамках федеральных проектов национального проекта «Образование:

1. «Учитель будущего», на предоставление субсидии на создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников;

  1. «Успех каждого ребёнка», на предоставление субсидии на создание новых мест дополнительного образования детей в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей;

3. «Современная школа»:

-  на создание и функционирование в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей. В нашем округе планируется открыть «Точки роста» в Калиновской, Привольненской и Междуреченской школах, а также в школах №6 и 1.

А в 2023 году планируется открыть «Точки роста» в Доваторовской и Свободненской школах, а также в школах №3 и №4.

Кроме этого, в 2021 году в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в Черняховском детском юношеском центре будет создан центр цифрового образования детей «IT-куб».

Еще мы поинтересовались: «В связи с осложнением эпидемиологической ситуации как планируется в этом учебном году сдача ЕГЭ и ОГЭ?»

Светлана Трусенева пояснила: «Как уже было сказано выше, переход на дистанционную форму обучения мы не рассматриваем. Обучение идет в очном режиме с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм.

Что касается итоговой аттестации, то в этом учебном году сдача ЕГЭ и ОГЭ планируется в штатном режиме. На сайте Рособрнадзора размещен проект расписания экзаменационных испытаний для выпускников 9 и 11 классов в 2020-2021 учебном году. Традиционно запланирован:

- досрочный период (с 20 апреля для 9 классов, с 22 марта для 11 классов);

- основной период (с 21 мая для 9 классов, с 24 мая для 11 классов);

- дополнительный период в сентябре (с 3 сентября для 9 и 11 классов).

В Черняховске было замечательное профтехучилище. Есть ли намерения возродить подобное образовательное учреждение в нашем городе?

На это министр сказала: «В Черняховске в настоящее время осуществляет свою деятельность педагогический колледж. Он проводит обучение по программам подготовки специалистов среднего звена по следующим специальностям: Дошкольное образование, Преподавание в начальных классах, Педагогика дополнительного образования, Специальное дошкольное образование, Коррекционная педагогика в начальном образовании, Физическая культура, Адаптивная физическая культура.

Создание новых профессиональных образовательных организаций в городе Черняховске в настоящее время не планируется.

По поручению премьер-министра Михаила Мишустина, министерство просвещения должно до 1 ноября 2020 подготовить единые требования к оплате труда педагогических работников с учетом ставки заработной платы, продолжительности рабочего времени и показателей, предусмотренных Указами Президента. Можно ли ждать изменения по данному вопросу уже в этом году и будет ли должностной оклад единым, вне зависимости от географии?

Министр пояснила: «В настоящее время требования министерством просвещения еще не подготовлены. Как только появятся изменения, министерство образования сразу же проинформирует об этом в своих официальных информационных источниках».

Завершая видеоконференцию, Светлана Трусенева поблагодарила журналистов за позитивные новости и поддержку учителей.

Руководитель ассоциации муниципальных газет, главный редактор газеты «Новости Пионерского» Елена Бурова от редакций районок поблагодарила министра за интересный формат работы, которой отвечает требованиям времени.

С каждым годом в нашем регионе растет популярность Черняховского педагогического колледжа. И понятно, что за этим кроется ежедневный кропотливый труд всего коллектива во главе с его руководителем Татьяной Гозман.

В конце прошлой недели мы встретились с педагогами колледжа и они раскрыли секрет своей популярности.

Все дело в том, что два года подряд 2018 и 2019 годах колледж участвовал в конкурсе на получение федерального гранта на развитие материально-технической базы. В 2018 году было получено в общей сумме с федеральным, региональным и собственным софинансированием более 26 млн. рублей, а в 2019 году – более 7 млн. рублей.

В результате реализации проектов было создано 150 ученических мест, которые упакованы современным техническим обеспечением. Это интерактивная и информационная среды и оборудование аудиторий техникой высокого класса.

В 2019 году, так как мастерские уже были созданы, потребовалось дополнительное финансирование, чтобы создать еще пять учебных мастерских по отдельным компетенциям. С этими учебными мастерскими колледж попал в федеральную сеть учебных мастерских. В ней планируется создание 5 тысяч таких мастерских по стране.

Татьяна Марковна рассказала, что в колледже созданы пять учебных мастерских: преподавание в младших классах, дошкольное образование, преподавание технологии, физическая культура, спорт и фитнес и инклюзивное образование.

В рамках создания этих учебных мастерских была проведена большая работа по подготовке инфраструктуры колледжа и проведению ремонтных работ в помещениях каждой мастерской.

«Но эта работа не завершена, - говорит Татьяна Марковна. - В настоящее время есть мастерские, которые готовы полностью к работе, есть те, которые находятся в завершающей стадии готовности, а есть такие, где еще предстоит много работы. Почему так? Потому, что требования федеральных государственных стандартов и стандартов ворлдскиллс постоянно меняются. Каждый год после чемпионата мы получаем новые инфраструктурные листы, в рамках которых появляются новые требования к инфраструктуре.

В связи с этим мы постоянно вкладываемся и развиваем эти учебные мастерские. Вот сейчас, завершился финал чемпионата и мы получили новые инфраструктурные листы, в рамках которых мы закупаем новое оборудование для наших площадок. И в конце октября, начале ноября будет проходить у нас очередной чемпионат и здесь уже появится новое оборудование.

Закупаем оборудование мы сами за счет внебюджетной деятельности и помогает нам наш учредитель Министерство образование Калининградской области.

Полученный нами грант предполагает особые требования к работе учебных мастерских. По сути, они должны работать практически 24 часа в сутки: в первой половине дня, до 16.00, реализуются основные образовательные программы, а вторая половина дня – это чемпионатская деятельность, подготовка к демонстрационным экзаменам, реализация дополнительных образовательных программ, профориентационная работа и т.д.

Вся идея гранта говорит о том, что 75% образовательного процесса должно быть реализовано в созданных на средства гранта учебных мастерских. Это все необходимо для того, чтобы образование не опаздывало, а шло в ногу со всеми преобразованиями и изменениями в образовательных учреждениях.

Мы должны выпускать специалистов подготовленных для работы в современных условиях и соответствующих современным требованиям.

К нам, для повышения квалификации, приезжают педагоги из всей области. Это специалисты дошкольного воспитания, учителя школ и различных спортивных организаций. Всего в рамках двух грантов квалификацию повысили 150 и 170 педагогов. И после курсов, они, возвращаясь в школы, начинают работать по-новому, используя новые методы в работе и, как результат - дети получают необходимое качественное образование.

Кроме того, мы участвовали в областном гранте на развитие инфраструктуры «Успех каждого ребенка» и создали дополнительные места. Уже сейчас у нас сформирована заявка на 160 детей, которые хотят пройти обучение. И еще, мы стали грантополучателями в проекте «Цифровая среда». В результате реализации этого гранта в колледже будет оборудовано еще два кабинета.

А на следующий год у нас выигран еще один грант – колледж станет мини центром по гранту «Учитель будущего». То есть мы благополучно будем помогать педагогическим работникам востока области получать современное повышение квалификации и переподготовку. И по этому направлению, мы зайдем в федеральную сеть, как один из центров, занимающихся этим направлением».

Татьяна Гозман также рассказала и еще об одном направлении работы. Так, в прошлом году колледж выиграл конкурс ворлдскиллс на проведение переподготовки и повышения квалификации и профессионального обучения для возрастной группы 50+. Группы были сформированы и гражданам оказано помощь в получении дополнительных знаний и навыков.

В этом году министерство труда и социальной политики объявляли конкурс ворлдскиллс на обучение людей, который пострадали от новой коронавирусной инфекции. В колледже сформировано 3 группы: студенты и выпускники, которые не смогли трудоустроиться , вторая группа – те которые сегодня-завтра могут оказаться без работы и третья группа – те, кто находится на учете в Центре занятости. «Мы сейчас ждем результатов сколько жителей области подадут заявления на участие в наших программах, - говорит Татьяна Марковна. - Мы очень рады будем помочь людям получить образование по трем программам: дошкольное, начальное воспитание и физкультура.

Мы целенаправленно участвуем во всех социальных проектах, чтобы помочь приобрести людям навыки и адаптироваться к сложившимся ситуациям заранее.

У нас очень сильный и активный коллектив. Грантовая история у нас очень большая. Мы начинали с 300 рублей, а потом дошли и до нынешних высот. Нас во всех начинаниях очень поддерживает учредитель – Министерство образования области.

Сегодня у нас готовы проектно-сметные документации на все ремонты, которые необходимо сделать. И мы на коротком старте ждем, когда стартует очередной грант, четко ощущая поддержку учредителя.

У нас есть одна территория, которую мы надеемся привести в порядок за счет гранта. Мы ждем и очень надеемся, что скоро будет объявлен грант на проведение ремонтных работ в общежитиях. Это все-таки студенческая среда. Три года назад на территории одного из общежитий мы оборудовали центр воспитательной и социальной работы. Это замечательное место, где проведен прекрасный ремонт. Там оборудованы специальные кабинеты для психолога, социального педагога. Там создана специальная атмосфера, где проводятся консультации и тестирования. Есть еще и специальная территория для студенческого комитета и волонтерского клуба «ДОМ». Но хотелось бы, чтобы все также замечательно было бы и у ребят в комнатах».

Выслушав директора колледжа, Виктор Вобликов, врио главы администрации отметил: «Нам очень приятно, что вы участвуете во всех социальных проектах, программах и грантах и привлекаете в округ дополнительные средства на развитие образовательного учреждения. Ведь и администрация, только благодаря активному участию в конкурсных мероприятиях смогла сделать такие преобразования в округе, которые сейчас видит каждый. Это все благодаря тому, что мы активно участвуем во всех программах с софинансированием и, понятно, что только за те средства, которые имеются в муниципальном образовании, таких темпов в благоустройстве и капремонте, какое сейчас идет в округе, достичь невозможно».

Затем мы побывали в учебных мастерских, где заведующие рассказали о назначении каждой мастерской. 

29 сентября состоялся всероссийский Марафон открытий центров «Точка роста».

В марафоне активное участие приняли центры Черняховского городского округа, которые открылись на базе гимназии №2, лицея №7 и школы №5.

В рамках нацпроекта «Образование» в нашем округе открылись центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» В них школьники на самом современном оборудовании будут изучать предметы «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также заниматься в различных кружках. В рамках марафона педагоги «Точек роста» провели короткие онлайн-уроки по этим предметам.

Находясь в школе №5, на открытии спортивного зала и осматривая Центр «Точка роста», Светлана Трусенева, министр образования Калининградской области подчеркнула: «Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребёнок, где бы он ни жил, получил качественное образование и мог развить свои таланты, в рамках национального проекта «Образование» школы будут оснащены современным оборудованием. При этом школы самостоятельно определяют, какое лабораторное оборудование им необходимо в первую очередь».

В «Точках роста» ученики работают на новых современных компьютерах, 3D-принтерах, управляют квадрокоптерами, осваивают шлемы виртуальной реальности. Также школьники могут записаться в кружки, научиться играть в шахматы или создать свой собственный медиапродукт.

Для того, чтобы педагоги центров ориентировались в самых современных тенденциях, их регулярно обучают в онлайн- и офлайн-форматах.

Так, в Калининградской области на базе детского технопарка «Кванториум» прошли обучение 42 учителя технологии. Сейчас столько же педагогов по информатике повышают квалификацию на платформе «Образовательное пространство».

В Центре развития одарённых детей (п. Ушаково) был организован инженерно-технический поток для обучающихся в новых «Точках роста» региона. Школьники смогли пройти погружение в новые образовательные направления, которые с 1 сентября начали функционировать в их учебных заведениях.

В гимназии №2 открывая центр торжественно перерезали красную ленточку глава округа Юрий Ковылкин, врио главы администрации округа Виктор Вобликов и директор гимназии Анна Ясюченя.

Анна Дмитриевна сказала: «В рамках Центра «Точка роста» у нас в гимназии уже действует медиацентр. Ребята придумали для него красивое и содержательное название - «Пламя», а также разработали эмблему. На базе медиацентра мы создаем школьное телевидение, школьную газету и пресс-центр, куда стекается вся информация. В работе центра задействованы все гимназисты: от младших до выпускных классов. Есть у нас уже свои дикторы. Каждую неделю ребята снимают фильм, готовят новости в газету о жизни школы, и по понедельникам их демонстрируют. Медиацентр является структурным подразделением школьной ассоциации гимназистов, руководит им Валентина Владимировна Шмурыгина.

Еще в Центре дети будут изучать современный язык программирования Python,будут заниматься робототехникой, изучать виртуальную реальность с помощью очков, которые позволяют использовать элементы виртуальных технологий.

В шахматный клуб уже записались ребята со 2 по 11 класс. Под руководством Андрея Васильевича Кленового по классам прошли первые шахматные соревнования и подведены итоги командных соревнований между классами. Среди победителей, как и должно быть, первыми стала команда 11-ти классников, а в среднем звене победила команда 7-ми классиков, которая обошла команду 8-х классов.

Кроме того, у нас создано много кружков, именно благодаря открытию центра «Точка роста», для работы которого приобретено много современного оборудования.

За счет этого у нас и уроки технологии проходят по-другому, здесь ребята изучают промышленный дизайн, 3D моделирование. Ребята уже создали объемную модель в виде ракеты. Вначале на компьютере смоделировали, а затем и распечатали. Почему начали с ракеты? Наверное потому, что началась подготовка мероприятий к 60-летию полета Юрия Гагарина. Применение на уроках технологии такого воспитательный аспекта обязательно. Ведь ребята будут знать наших замечательных людей и гордиться их подвигами».

В лицее №7, открывая Центр «Точка роста», Ирина Душакевич, заместитель главы администрации сказала: «Участие в программе «Точка роста» для муниципалитета очень важно. У нас в муниципалитете открыты три Центра, которые являются центрами федеральной сети «Точка роста». Это дополнительная возможность развития наших детей в проектировании, исследованиях ведь за этим будущее и дополнительные возможности для наших детей. Они получают дополнительные навыки по таким предметам, как технология, информатика и основы безопасности жизнедеятельности человека, которые в будущем помогут ребятам.

Сегодня образование – это перспективное и успешное будущее школьников, а значит и будущее нашего городского округа, региона, и, конечно же, будущее нашей страны.

Поэтому очень важно, чтобы наши ребята развивались и обучались в современных условиях, которые будут способствовать их развитию и процветанию. Теперь в этих центрах они смогут не только обучаться, но и проводить исследовательские работы».

Ирина Петровна пожелала центрам развития и процветания, а детям успехов, удачи и новых исследований.

Олеся Бережная, директор лицея, рассказала: «У нас, в лицее, оборудованы кабинеты для проектной деятельности, информатики, занятия программированием, работы с квадрокоптерами и конструкторами, которые имеют в себе механизмы.

Ребятам очень нравится заниматься здесь. Они с очень большим увлечением отнеслись к появлению в лицее Центра «Точка роста».

По программе для каждой школы было предусмотрено три набора. Мы понимаем, что в дальнейшем это будет пользоваться популярностью. И дети занимаются здесь не только на уроках, но приходят сюда с удовольствием и во внеурочное время. Поэтому предполагаем в дальнейшем ассортимент оборудования расширять.

Для малых городов и сельских школ такие центры, это грандиозный выход. Ведь в поселках детям, зачастую, просто некуда пойти. А в центрах им будут очень интересно заниматься. Ведь не секрет, что в поселках большая проблема с клубами и клубными объединениями, а в «Точках роста» все возможно. Например, даже шахматы, обычное дело для нас, но немного другая форма подачи самой игры: нестандартные и очень интересные столы, и дети, даже те, кто не в «точке роста», на каждой перемене приходят сюда и занимаются. Причем без нашей помощи и без наших подсказок и указаний. Все кто умеют играть, учат тех, кто не умеет. И в результате на переменах уже нет той бегающей оравы, которая не знает чем заняться.

Прежде чем установить оборудование для Центра, мы предусмотрели кабинеты, где самый сильный интернет сигнал, где есть wi-fi. Дизайн каждого кабинета мы придумывали сами и отправляли их на согласование. После одобрения дизайна начинались работы по подготовке кабинетов и закупке оборудования.

Одно из условия работы Центра – взаимодействие с другим Центром или образовательным учреждением. В этом году мы договорились о взаимодействии с гимназией №2. Наш 10-й класс будет ходить к ним на занятия компьютерной графикой, их 10-й класс – к нам на моделирование и квадрокоптеры. Помимо этого мы заключили соглашение с Междуреченской школой. Их 8 и 10 классы малыми группами будут приезжать для занятий к нам и в гимназию и заниматься в центре в то время, когда нет занятий у наших учеников. Кроме того, будет производиться обмен педагогами между школами, которые прошли специальное обучение по программам. Такое сотрудничество мы будем в дальнейшем расширять, после того, как будут сняты ограничения по санитарно-эпидемиологической ситуации.

Нам интересно работать с детьми в этом центре, веди они – поколение гаджетов. Они  сами предлагают многое и с удовольствием воплощают это в жизнь. Им только немного нужно подсказать, чем и будут заниматься наши опытные педагоги, прошедшие специальное обучение. 

24 сентября в школе №5 имени дважды Героя Советского Союза И. Д. Черняховского после завершения капитального ремонта состоялось торжественное открытие спортивного зала. В торжественной церемонии участие приняли министр образования калининградской области Светлана Трусенева, исполняющий обязанности главы окружной администрации Виктор Вобликов, директор строительной компании ООО «Диметра» Дмитрий Денисюк и директор СОШ №5 Алла Галдукевич.

Обращаясь к учащимся и коллективу школы, Светлана Трусенева отметила, что обновленный спортивный зал для школы – это результат коллективной работы как учителей, так и учеников. Без спортивных достижений, которые учащимся СОШ №5 удавалось достигать на протяжении нескольких лет, не возможно было бы достойно представить школу и доказать, что именно здесь нужны условия для занятий спортом. Светлана Сергеевна поздравила всех с открытием зала, а  учащимся школы пожелал новых успехов и спортивных достижений.

«Мы принимали участие в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», одной из целью которого является создание условий для занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, - рассказывает Алла Вячеславовна. – В результате мы получили грант на ремонтные работы и оснащение спортивного зала. А благодаря поддержке областного министерства образования и администрации округа мы смогли сделать ремонт раздевалок, душевых, тренерских, то есть создать для детей все условия для занятия физкультурой и спортом. У нас есть спортивный школьный клуб «Энергия», в котором учащиеся нашей школы занимаются различными видами спорта, но в приоритете баскетбол, волейбол и футбол. Ребята играют не только на каких-то межшкольных соревнования, но и играют за честь города на различных областных и межмуниципальных соревнованиях. Думаю теперь, когда у нас появился такой замечательный зал, мы не только улучшим наши результаты, но и будем приглашать гостей на товарищеские матчи из других школ и муниципалитетов».

Безусловно, зал и прилегающие к нему помещения преобразились. Во время ремонта устранили все изношенные элементы, заменили их более долговечными и экономичными. Отремонтировали электропроводку, вентиляцию, сантехнику, напольное покрытие. Провели монтаж стационарного спортивного оборудования: баскетбольные щиты, защитные протекторы, гимнастические стенки и другое.

«Мы приступили к работе в срок: провели необходимый демонтаж, заменили окна, двери, оштукатурили стены… Правда из-за сложившейся эпидемиологической обстановки в мире, немного задержали сроки сдачи объекта, так как долго ждали напольное покрытие, которое нам везли из-за границы. Конечно, можно было использовать другой материал, но обсудив все с руководством округа и директором школы, решили подождать, но сделать все как и планировали, - рассказывает Дмитрий Денисюк. – В итоге все получилось. В этой школе мы использовали очень хорошее, современное профессиональное, спортивное напольное покрытие, которое обеспечивает защиту суставов и при этом сохраняет максимальную производительность спортсменов.  Могу предположить, что это пока единственная школа в области, где использовалось такое покрытие. Мы не случайно выбирали лучшие, самые современные материалы. Ведь для меня Черняховск – родной город, а школа №5 в школьные годы стала для меня вторым домом, ведь здесь мы тренировались в секции по баскетболу. А получив возможность сделать ремонт родного зала, конечно, хотелось создать для ребят оптимальные условия для занятий спортом. И я очень надеюсь, что результат ребятам понравился». 

День учителя - особый праздник. Он объединяет всех, кто учит и задает домашние задания, кто сидел за партой и помогал ребенку делать уроки. Учителя есть в жизни каждого из нас: строгие и не очень, любимые и просто уважаемые, с разными характерами и методами преподавания. Все они оставляют след в душе ребенка. Учителя влияют не только на мировоззрение детей, их интересы и отношения, но и на выбор высшего учебного заведения и будущую работу.

Ежегодно среди выпускников гимназии №2 немало тех, кто выбирая предмет для сдачи ЕГЭ, предпочитают физику, чтобы в дальнейшем получить профессии, связанные с этим предметом. А все потому, что урок физики для ребят ведет удивительный человек, прекрасный специалист, который любит детей и свою работу, Людмила Александровна Сурженкова.

Людмила Александровна и сама профессию выбирала под влиянием любимого учителя. Она родилась в Калининграде в семье военного. Какое-то время семья жила в Австрии, а потом главу семьи перевели в Черняховск.

«Вся моя жизнь связана с Черняховском. Здесь я пошла в школу, здесь я работаю, моя семья, друзья и все близкие мне люди живут в этом замечательном городе, - рассказывает Людмила Александровна. – Я училась в школе №4, и еще в юности решила, что хочу работать учителем физики. У нас был замечательный педагог, учитель физики Перетягина Марта Андреевна. Вначале я полюбила педагога, а затем и ее предмет. Она стала для меня примером того, каким должен быть настоящий учитель, как он должен относиться к своей работе, к детям. Поступая в педагогический институт, я ни секунды не сомневалась, что сделал правильный выбор. И сегодня, спустя годы, я понимаю, что все сделал правильно. Я не вижу себя без этой профессии, без школы, без детей. Вы знаете, какое это счастье, каждый раз встречаться с учениками в классе, открывать для них что-то новое, интересное, полезное!. А еще профессия учитель - это всегда поиск чего-то нового, постоянное обучение. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо постоянно получать новые знания: читать профессиональную литературу, проходить курсы повышения квалификации или обучающие онлайн-программы. Сейчас много возможностей для обучения, и нужно использовать их по максимуму, чтобы не отставать. Новые принципы системы образования помогают ребятам получить больше информации, лучше ее освоить и достичь высоких результатов. А если их учитель сам не будет учиться и развиваться, то и его ученики будут ограничены в знаниях и возможностях».

После окончания Смоленского педагогического института Людмилу Александровну, как одну из лучших студентов, распределили на работу в развивающиеся страны Африки. Но поездка не случилась, так как ее супруг, как и отец военный, для прохождения службы был направлен в Черняховск. А потому и ее на работу отправили по месту прохождения службы супруга. В 1972 году молодой педагог приехала в Черняховск, и в отделе образования получила направление в школу №2, в которой на тот момент требовался учитель физики. В этой школе, которая теперь называется гимназия №2, Людмила Александровна работает и сегодня. За ее плечами 44 года работы с детьми, многие выпускники образовательного учреждения, «влюбившиеся» в учителя и в предмет, связали свою жизнь с физикой и профессиями, в которых без этой науки не обойтись. Людмила Сурженкова – учитель высшей квалификационной категории, Победитель приоритетного национального проекта «Образование», Почетный работник общего образования РФ. Но своей главной наградой, Людмила Александровна считает любовь и признание своих детей, которые даже спустя годы после окончания школы, не забывают любимого учителя.

«Людмила Александровна удивительный человек, профессионал, замечательная мама и жена. Она сочетает в себе лучшие человеческие качества. И я счастлива, что мне повезло с ней работать, - признается директор гимназии №2 Анна Дмитриевна Ясюченя. – Она во многом является примером для детей». 

19.03.2020
Почетный караул
19.03.2020

«Пост №1» – молодежный патриотический проект, стартовавший в Калининградской области в день 70-й годовщины штурма города-крепости Кёнигсберга, 9 апреля 2015 года. Акция оказалась востребованной среди молодежи. Ежегодно в дни воинской славы и памятные даты, кадеты 8 - 11 классов в составе Почетного караула несут вахту памяти на мемориальном комплексе братской могиле советских воинов погибших в 1945 году на улице Спортивной.

17 марта состоялся муниципальный этап, в котором приняли участие караулы Свободненской СОШ и СОШ №5. Команды показали отличную подготовку, выдержку и терпение достойные участия в региональном этапе.

 «Поздравляю вас с началом весеннего этапа. В этом году «Пост №1» особенный и проходит в юбилейный год Победы. Этот патриотический проект охраняет саму память, которую каждый из нас хранит в своем сердце. Хотя ребята волновались, все четыре почетных караула показали отличную подготовку и поедут на областной конкурс. Ваше волнение мне понятно и передалось мне самому. В свое время я служил в армии и охранял знамя штаба прибалтийского военного округа в городе Рига. Смены караула длились по два часа. Это было тяжело, особенно по ночам, но мы знали ответственность, неся караул возле знамени, овеянного славой и понимали, как это почетно. Сегодня вы справились, вы молодцы. Спасибо каждому из вас», – поблагодарил команды заместитель начальника управления культуры Игорь Ерофеев и вручил им дипломы участников.

Майя КСЕНЕВИЧ

11 марта в детско-юношеском центре города Черняховска проходил муниципальный этап областного фестиваля творчества «Звезды Балтики». Фестиваль – это всегда большое событие важное. Но детский фестиваль – событие особенное, ведь неталантливых детей не бывает. Каждый ребенок талантлив! А что это не просто слова блестяще доказали юные артисты. За звание «лучших в округе» в этот день боролись 17 вокалистов и 14 хореографических коллективов в нескольких возрастных категориях.

Пестрая мозаика фестиваля вобрала в себя все многообразие представленных жанров, каждый номер буквально завораживал зал. И пусть на сцене выступали только школьники, но уровень исполнения, эмоциональная искренность и уровень мастерства многих участников были достойны профессиональной сцены.

Выступления юных талантов оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли профессионалы – преподаватели вокала, хореографы, специалисты управления образования окружной администрации. Традиционно, члены жюри очень строго подходили к оценке выступления, ведь каждый вокалист, каждый творческий коллектив, допущенный в следующий тур фестиваля, будет представлять наш округ на межмуниципальном этапе и соревноваться уже с лучшими коллективами сразу с нескольких округов.

В результате победителями в номинации «Вокал» в своих возрастных категориях стали Александр Булас, Дарья Чигиринова (СОШ №4), Александра Кузьминас (Педагогический колледж). Алена Ярош, Алина Чигиринова (гимназия №2), Полина Жемчугова (лицей №7) и Расим Апальков (СОШ №4) заняли второе место, но члены жюри предоставили право ребятам выступать на межмуниципальном этапе фестиваля.

В номинации «Хореография» победителями стали образцовый хореографический коллектив  «ПРЕМЬЕР» школы №5 и театр танца «Вдохновение» гимназии №2. Хореографические коллективы «Олирна» школы № 4 и «Сюрприз» Свободненской сельской школы завоевали второе место с правом выступать на следующем этапе фестиваля. 

4 марта в Центре культуры и досуга подвели итоги муниципального этапа конкурсов профессионального мастерства «Учитель года» и «Воспитатель года».

С приветственным словом к участникам конкурса обратилась заместитель главы окружной администрации – начальник управления образования Ирина Душакевич:

«Уважаемые конкурсанты! Вы прошли множество конкурсных испытаний и каждый из вас уже победитель. Ведь каждый из вас одержал победу над собой, подтвердив свое профессиональное мастерство. Каждый участник достойно представил себя, свой коллектив и образовательное учреждение. Вы все молодцы! Каждый конкурс меня приятно удивляет, открывая новые имена талантливых учителей, успешных воспитателей, которые творчески подходят к своей работе, которых любят дети, уважают родители и ценят коллеги. Каждый год нам, членам жюри, все сложнее выбрать победителя, потому что все конкурсанты лучшие, ведь именно им доверено представлять свою школу и детский сад. Вы все справились с поставленными задачами. Спасибо за отличную работу. Уверена, пока у нас есть такие педагоги, за будущее образования в нашем округе можно быть спокойными!».

В этом году участниками конкурса стали 6 воспитателей и 9 педагогов. На протяжении нескольких дней участники конкурса демонстрировали свое мастерство, делились уникальным опытом через мастер-классы, открытые уроки, представление своих интернет - страничек и презентаций. Выступления конкурсантов показали, что каждый участник достоин наград, слов благодарности и признательности за  свои достижения и успехи, верность профессии. Но все без победителей не обходиться ни один конкурс. В итоге конкурсной комиссией были определены призеры и победители.

Так, лауреатами конкурса «Воспитатель года» стали музыкальный работник детского сада №1 Светлана Омарова и воспитатель детского сада №7 Юлия Моркосова.

Победителем стала молодой, энергичный, перспективный педагог - воспитатель детского сада №5 Вероника Морева.

Лауреатом конкурса «Учитель года» стали учитель физкультуры СОШ №3 Владимир Вербицкий и учитель начальных классов гимназии №2 Татьяна Ершова.

Победителем конкурса стал учитель истории, права, обществознания СОШ №5 Олег Караченцев.

Победителей и лауреатов конкурса с победой поздравил глава окружной администрации Сергей Булычев. Он отметил, что с каждым годом участники конкурса все моложе, выступления конкурсантов все интересней, а это значит, что будущее у образования округа есть. Он поблагодарил наставников молодых педагогов, за то, что подготовили такую смену, а победителям пожелал успешного выступления на областном этапе конкурса.

Традиционно, награждение победителей конкурсов профессионального мастерства проходит в преддверии международного женского дня. Сергей Васильевич поздравил всех педагогов, присутствующих в зале с этим прекрасным праздником: «От всех мужчин нашего городского округа хочу сказать вам огромное спасибо за то, что вы у нас есть. Мы не перестаем вами гордиться, восхищаться. Желаю вам здоровья, счастья, благополучия, душевного комфорта! С праздником!».

С праздником педагогов поздравил глава округа Олег Луцук: «Все самое лучшее в нашем мире связано с вами, наши дорогие женщины. Вы несете доброту, преображаете мир, делаете его более гармоничным, вдохновляете, дарите окружающим заботу. Своими бережными руками вы сохраняете тепло семейного очага. Перед вашей красотой, нежностью, чуткостью мы преклоняемся. Желаю, чтобы ваша жизнь была наполнена счастьем и радостью, чтобы в доме царили мир и согласие, а родные и близкие были здоровы и счастливы!».

За высокие достижения в работе, многолетний добросовестный труд лучшим труженицам сферы образования были вручены почетные грамоты и благодарственные письма. Так, грамотами Министерства образования калининградской области были награждены учитель математики СОШ №4 Любовь Вязимова, воспитатель Междуреченской школы Нина Турпанова, учитель математики СОШ №3 Татьяна Юкаш, музыкальный руководитель детского сада №7 Галина Иванова, заведующий детского сада №5 Виктория Ковалева, учитель начальних классов лицея №7 Елена Волобуева, секретарь учебной части СОШ №6 Татьяна Благова, учитель музыки гимназии №2 Елена Филиппова, учитель русского языка и литературы Доваторовской школы Елена Новосельская, преподаватель ОБЖ СОШ №1 Олег Константинов, учитель – логопед детского сада №1 Наталья Онуфриенко, главный бухгалтер управления образования Юлия Кравченко и учитель физики Привольненгской СОШ Ирина Шило.

Кроме того, 5 работников образования были награждены дипломами окружного совета депутатов, 9 – грамотами главы окружной администрации и 13 – грамотами управления образования окружной администрации.

 26 ноября в Черняховске  прошли XII областные Михайловские образовательные чтения на тему «Социальное партнерство в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи».

Традиционно, чтения начались с  молебна в Свято-Михайловском храме, а продолжилось пленарным  заседанием, которое проходило в центре культуры и досуга.

Участников форума приветствовали Епископ  Черняховский и Славский Николай, заместитель министра образования калининградской области Светлана Шишко, глава окружной администрации Сергей Булычев.

«Много лет назад я побывал на Рождественских чтениях в Москве, на которых обсуждался вопрос утраты традиционных ценностей. И там прозвучала такая мысль: «Если так дальше пойдет, то через 10-15 лет мы потеряем страну». Но может быть не стоит делать таких страшных прогнозов. Но делать все-таки что-то нужно, чтобы уберечь наших детей. И с существующей проблемой справится в одиночку не возможно ни церкви, ни образовательным учреждениям. Нужно объединять наши усилия, - отметил владыка. – Давайте сегодня порассуждаем, поговорим о том, что мы должны сделать, чтобы наше будущее было светлым».

«От имени министра образования я искренне рада присутствовать на этих Михайловских чтениях. Я искренне надеюсь, что наша сегодняшняя работа даст возможность оценить наши ресурсы, наши возможности и понять те задачи, которые нам предстоит решать, - поприветствовав собравшихся, сказала Светлана Геннадьевна. -  Мы действительно находимся в таком интересном времени, когда мы имеем возможность изъявлять свои желания, мечты, чаянии. Но мы прекрасно понимаем, что вопрос свободы также несет немалые соблазны, с которыми наши дети не всегда могут справиться. И та атмосфера, в которой мы прибываем, а главное прибывает молодежь мы сегодня действительно вопрос национальной безопасности. Поэтому тема наших  чтений сегодня очень актуальна, ведь только вместе, объединив все наши силы, возможности, мы сможем достойно воспитывать наших детей и отвечать на  те вызовы, которые делает мир.

Работу форума продолжила кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Анна Теплова  с выступлением на тему «проблемы современного общества родом из детства».  Она назвала основные ошибки, которые допускают родители и все воспитывающие взрослые в воспитании детей, из которых и возникают все проблемы молодежи, и, как следствие, молодых людей, не желающих взрослеть и брать на себя какую-либо ответственность.

Она назвала основные проблемы современного общества, современной молодежи и предложила решать их в тесном сотрудничестве семьи, церкви и образования. Большое внимание в своем докладе Анна Борисовна уделила и проблеме разрыва смысловой связи между жизнью взрослых и жизнью детей, которая нарушила связи преемственности поколений.

«Современный ребенок  постоянно находится под контролем взрослых людей: в школе, дома, в детском саду, в учреждениях дополнительного образования. Однако это не значит, что он постоянно  общается со значимым воспитывающим взрослым. Наоборот, ребенок помещается из одного образовательного учреждения в другое, переходя из рук в руки. Мир взрослых оказывает существенное влияние на  развитие детей. И если ценности, которые несут взрослые, разрознены, дети могут быть дезориентированы. Если дома ему говорят одно, в школе другое, а каких-то других учреждениях третье – дети теряют что-то самое важное, - отметила Анна Борисовна. – Как результата, дети не понимают своей ценности, начинают чувствовать себя растерянными и ненужными. Ведь если у меня есть ценности - у меня есть цель, если у меня нет каких-то твердых ценностей, которые я разделяю со своими родителями и взрослыми воспитывающими, я оказываюсь в пустоте, которая ни к чему хорошему не приводит.  Отсюда и утрата пониманий о норме, их размытость,  которая толкает детей к поиску чего-то, что могло бы заполнить эту пустоту, к поиску других целее и ценностей жизни».

Тему проблем современной молодежи продолжили учащиеся школы №3, которые попросили жителей города ответить два вопроса: какие  проблемы есть в молодежной среде и кто должен с этими проблемами бороться. Большинство опрошенных, считают, что главные проблемы молодежи – интернет зависимость, страсть к различным гаджетам и отсутствие живого общение.  А бороться с этими проблемами, по мнению опрошенных молодых людей, должны именно родители, ведь все начинается с семьи. И только взрослые люди ответили, что решать существующие проблемы должны и родители, и школы, и сами молодые люди.

На эти же вопросы пытались ответить и участники открытой дискуссии «Социальное партнерство в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи» Епископ Николай, Анна Теплова, иерей Сергий Василевский,   заместитель главы окружной администрации – начальник управления образования Ирина Душакевич и начальник управления культуры Влада Смирнова.

А позже, после завершения пленарного заседания на эти вопросы пытались найти ответы  педагоги, работники дошкольного образования и учреждений культуры со всей области, на секциях, которые работали на базе детского сада №6 и школы №3.

Но дети сами ответили на все поставленные вопросы. Ученики школы №19 города Калининграда на секции «Воспитание словом» представили театральную постановку «Девочки»  по мотивам произведения  «У воны не женское лицо». Дети не играли,  они переживали  на сцене жизни  своих героев, передавая зрителям их  мысли и чувства.  И когда зал, в котором находились педагоги и работники культуры, встал, и зрители стоя аплодировали  школьникам, ученикам самой обычной школы  стало понятно: проблемы, безусловно, есть, но они решаемы. А наши дети вовсе не плохие, они замечательные, любознательные, добрые, открытые для всего нового. Они как сосуды, готовые принять все, что дают взрослые. И уже чем мы - взрослые их наполним, таких граждан будущего мы получим.

Каждое последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечают добрый, искренний праздник – День матери. Праздник, который ассоциируется с теплом домашнего очага, крепкой семьей и заботой  самого близкого человека.

Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование. Мам на свете много, все они разные, но есть и то, что объединяет всех мам. Каждая на вопрос: «Что такое счастье?» ответит: «Счастье – это спокойствие и благополучие моих детей». Такой ответ дала и Валенина Шмурыгина, замечательный педагог, мама и бабушка.

Валентина Владимировна одна из тех мам, кто разумом и сердцем принял великую народную мудрость: дитятко - что тесто, как замесил, так и выросло. Будучи мамой двух дочек, она не только  волновалась о том, чтобы ее дети были  сыты, здоровы и жизнерадостны, но и  помогала им  понять красоту этого мира, наполнить их детские головки вечным и прекрасным. Именно благодаря маминому воспитанию обе дочери Валентины Владимировны с отличием окончили школу, блестяще отучились в  высших учебных заведениях и сделали прекрасную карьеру. Старшая дочь, Алиса, – учитель русского языка и литературы гимназии №2, младшая, Полина, – служит в Вооруженных силах России.

Валентина Владимировна родилась в городе Ирбит на Урале в семье военнослужащего. Ее родители, как и многие семьи военных, переезжали с места на место, поэтому в школу она пошла уже в городе Лесное Свердловской области.

По первому образованию она метролог по радиотехническим измерениям. Вспоминает, когда оканчивала школу, метрология и стандартизация были на волне, а учебных заведений, готовящих таких специалистов, было всего три на всю страну. Стать студентом одного из них мечтали миллионы мальчишек и девчонок, в их числе и Валентина Владимировна. После школы поступила в Уральский техникум метрологии и стандартизации, с отличаем его окончила и пошла работать по специальности. Вышла замуж и вместе с супругом – выпускником штурманской школы в 1987 году приехали в Черняховск.

После приезда в Черняховск Валентина Владимировна какое-то время работала по специальности на машиностроительном заводе. Говорит, тогда даже мысли не было о том, чтобы пойти в педагогику. Хотя еще в школе ее классный руководитель Лидия Павловна сказала: «Валечка, рано или поздно ты обязательно придешь работать в школу».

«Видимо, это судьба… Ведь гораздо позже, много лет спустя, другой замечательный педагог, мой наставник и просто замечательный человек что-то во мне разглядел и пригласил работать в школу. Я говорю о директоре гимназии №2 Анне Дмитриевне. Именно она пригласила меня на работу в гимназию, - рассказывает Валентина Шмурыгина. - Когда  на свет появились девочки, я решила уйти с работы и всё свое время посвятить дочерям. Мы ходили на разные занятия, посещали развивающие кружки, много занимались дома. Вообще с появление на свет девчонок многое в моей  жизни изменилось. Я никогда прежде, до появления дочерей, особой любовью к рукоделию не отличалась.  И только после рождения детей у меня появилась необходимость что-то творить. Как раз тогда был такой период, когда в магазинах из одежды ничего не было либо было что-то такое, что меня не устраивало. Ведь каждая мама желает, чтобы ее дочки были самыми красивыми, самыми нарядными. И я начала шить. Кромсала свои джинсовые юбки, которые тоже доставались непросто, платья, занавески. Порой за ночь из новой тюли рождалось платье принцессы или сказочный костюм феи. Помимо того что многие вещи шила сама, купленным вещам я придумывала какой-нибудь индивидуальный дизайн, добавляла какую-то «изюминку», какой-нибудь бантик, завязочки на туфельках, аппликацию и др. Девчонки у меня всегда были одеты ярко, красиво, со вкусом. Даже не знаю, откуда у меня взялись эти способности. Наверное, умение видеть и создавать красоту передалось от моей мамы. Она - мой главный учитель в жизни. Умела видеть красоту в простых вещах, в момент могла создать прекрасный букет и  сделать какую-нибудь поделку. И не только умела, но и любила творить. Она собирала интересные статьи по рукоделию, и даже из-за одного материала могла купить целый журнал, хотя всегда работала на «миллионах работ» и такие траты для нее были роскошью. Но она всегда ставила знания и возможность научить чему-то нас с сестрой выше всего остального, за что я ей очень благодарна. Эти уроки детства пригодились мне в моей педагогической деятельности.

Когда пришло время собирать старшую дочь в школу, решила, что мои дети будут учиться в гимназии.  Алиса пошла в школу, а я, будучи человеком активным  и небезразличным, вошла в состав родительского комитета. Чуть позже меня пригласили войти в состав общешкольного родительского комитета. Анна Дмитриевна, наверное, видя мою активность, предложила мне работать в библиотеке помощником библиотекаря. Я согласилась. Спустя некоторое мне предложили вакантное на тот момент место учителя труда для девочек, и Анна Дмитриевна предложила мне пойти учиться. Я с радостью согласилась и поступила на факультет педагогики и психологии. Конечно, для нашей семьи это было непростое решение, но мы справились, и я получила высшее педагогическое образование. Потом были различные курсы повышения квалификации, семинары, занятия… Мне всегда нравилось и сейчас нравится учиться, узнавать что-то новое, получать какие-то навыки. Поэтому, если была возможность чему-то научиться, я всегда с удовольствием это делала. Потом стали развиваться цифровые информационные технологии, я почувствовало стремления и тягу к информатике. Мы тогда купили девчонкам первый компьютер, подарили им на Новый год. Втайне от них, набрав кредитов, купили его, прятали у соседей, чтобы ночью поставить подарок под елку.

С этого компьютера начался и мой интерес к информатике. Интернета тогда не было, но были книги. Я покупала различные самоучители, изучала, пробовала. Причем изучала не «железо», а именно интеллектуальную начинку. А уже позже полученные знания я смогла применить в работе.

Я очень благодарно Анне Дмитриевне за то, что она увлекла меня педагогикой. Сейчас я себя и представить не могу без школы, без детей. Безумно люблю эту работу. Вообще, в школе работают именно такие люди - влюбленные в эту работу. И работать, не любя эту профессию, люди просто не должны, потому что это обязательно отразится на учениках. Дети должны видеть такого учителя, который влюблен в свой предмет, в свою профессию. Только увлеченный человек может привить ребенку любовь к предмету, к знаниям. Еще в школе, будучи ученицей, я поняла, что любовь или нелюбовь к предмету рождается у ребенка во многом из-за личности учителя. А уже потом это утверждение доказала и жизнь. Моя старшая дочь навсегда влюбилась в предмет и захотела стать педагогом под влиянием ее первого учителя-предметника Татьяны Евгеньевны  Белорусской. Она настолько заворожила своим предметом Алису, что уже в пятом классе она решила, что непременно будет учителем русского языка и литературы.

Но, как бы я не любила свою работу, семья всегда для меня была на первом месте. И мне, наверное, очень повезло с детьми, ведь они позволили мне совмещать и любимую работу, и заботы о семье. Если бы что-то складывалось иначе, я бы выбрала семью, решив расстаться с любимой работой.

Я всегда мечтала иметь детей. Кто-то в юности представляет, как выйдет замуж, каким будет муж, как они будут жить, а я представляла, что у меня будет две дочери, какими  они будут, чем мы будем заниматься. Я даже имена для девчонок придумала задолго до их появления.  И когда я стала мамой, я поняла, что такое счастье. Между девочками всего полтора года разницы, и порой бывало очень трудно, но ничего, как-то всё прошло. И если предложат пройти все сложности вновь, я без колебания соглашусь.

С самого раннего детства мы очень много читали. И, несмотря на то что по характеру они разные, они всегда хорошо учились. С самых первых лет школы они обе участвовали во всех олимпиадах. Девчонки всегда были мотивированы на учебу, и в этом нет моей заслуги. Алиса очень фанатично относилась к учебе.  Она делала абсолютно все заданные уроки, очень красиво писала. Она могла прийти домой и переписать полностью всю тетрадку, если классная работа, по ее мнению, была написана некрасиво. Либо классную работу или конспекты писала на листочке, а дома всё аккуратно переписывала в тетрадь. Полина другая. Откуда у нее появлялись знания, когда она делала уроки и где находила для этого время, я даже не знаю. Но она тоже, как и старшая сестра, всегда училась на «отлично». При этом они обе учились в музыкальной школе, Полина танцевала в «Россияне» и хореографическом коллективе гимназии  «Вдохновение». И Алиса, и Полина писали стихи, участвовали и становились победителями различных конкурсов. На стихи Полины «Береза, стоящая у моего окна»  даже была написана музыка. Обе мои дочери - очень творческие люди. И когда Полина сказала, что хочет быть военным, это было немного неожиданно. Но я ее никогда не отговаривала. Я сама из семьи военных. Дедушка мой был военным, папа, даже мама какое-то время служила, потом мой замечательный супруг. Наверное, по этой причине я всегда ценила и уважала людей в форме, по этой же причине не вижу ничего необычного в том, что моя дочь решила связать свою жизнь с армией.

Алиса после окончания  школы могла выбрать любую специальность. У нее были прекрасные результаты по всем предметам, но она с детства мечтала быть учителем и целенаправленно шла к своей цели.

Я очень счастливый человек.  Мои замечательные дочери подарили мне двоих внуков. Я их называю «сыновнуки», потому что невозможно разделить мою любовь между детьми и внуками».