+7 (401 41) 3-28-97e-mail: gazetapolus@mail.ru
Черняховск, ул.Спортивная, д.2
Время работы: понельник - пятница с 9:00 до 18:00
22.09.2017

Знакомьтесь, "Светляки"

22.09.2017

Светлячок, открой секрет, как ты излучаешь свет?

Открывай скорей секрет, где добыл ты этот свет?

Это простенькое детское стихотворение пройдет лейтмотивом по всему материалу статьи. Оно очень точно определяет характер всех героев – и молодых инвалидов, и их родителей, и специалистов центра, и просто всех кто имеет удовольствие соприкоснуться с их миром.

Много лет в Черняховске существует комплексный центр социального обслуживания населения, которым руководит Неля Васильевна Новгородцева. Одним из направлений многофункционального центра является работа с группой дневного пребывания инвалидов молодого возраста. Эта группа объединила семьи, имеющие детей-инвалидов. Сообща легче, потому что здесь делятся проблемами, поддерживают друг друга.

Помогают семьям специалисты Инга Ромаевна Карагадян, Наталья Дмитриевна Солодкова, психолог Людмила Михайловна Парфенова. Пройден длинный тернистый путь, проделана огромная работа. Дети-инвалиды полностью зависимы и беззащитны перед этим жестоким миром. Вырастить их – большой труд, требующий огромной силы. И сейчас, глядя на результат, можно сказать, что эта группа является уникальной, единственной в своем роде не только в Черняховске, но и во всем регионе.

Мы познакомились поближе и не можем не рассказать о необычных детях и людях, которые с ними работают. Но хотелось бы начать немного с другого…

Каждая будущая мама боится услышать: «У вас особый ребенок». Да и кто может гарантировать, что родится здоровенький ребеночек, если даже врачи признают, что риски сейчас очень помолодели. Если раньше считалось, что нездоровый малыш может родиться только у мамы преклонного возраста, то сегодня все чаще медики сталкиваются с тем, что и у молоденькой мамы может родиться больной малыш. С чем это связано? Нет ответа на этот вопрос. Раньше, как правило, врачи уже в роддоме уговаривали родителей ребенка с явной патологией не «нести этот крест». Ребенка-инвалида изымали из семьи, помещали в особые условия, в изоляцию, в интернат. Но интернат, дом ребенка - казенное заведение. Конечно, интернат интернату рознь, но в среднем его плохо переносят даже обычные дети. В этих учреждениях учебные занятия с детьми с ментальными заболеваниями не проводились, так как считалось, что это бесполезно.  А ведь давно известно, что из любого педагогически запущенного ребенка вырастает «маугли». По статистике, из детей, имеющих синдром Дауна, попавших из роддома в дома ребенка, почти половина умирают на первом же году жизни; до взрослого возраста доживает едва ли каждый десятый. Но ребенок только в семье может получить любовь и быть желанным даже при его патологии. Родительская любовь может творить чудеса, поэтому для эффективной помощи нельзя отрывать ребенка от семьи.

Отношение к инвалидам в нашей стране не всегда было однозначным. Их проблемы,  проблемы их семей известны тем, у кого такой ребенок, и тем, кто с ними работает. Но, к сожалению, только им. Остальные  не интересуются ими, проявляя при этом бестактную брезгливость: спасибо, но меня не касается.  Это, конечно, не облегчает решение связанных проблем. Их проблемы остаются для окружающих людей скрытыми и не понятными. К сожалению, люди устроены так, что если они не знают, как можно жить хорошо, то и не стремятся к этому хорошему. Но есть люди, для которых важно, чтобы такие большие дети были рядом с ними. И они не просто существуют вместе, а дополняют друг для друга.

Так почему Светляки? Потому что светлячки – маленькие, а они - большие. Они - «Светляки». Это особенные люди. И они как дети, наивные, добрые, озорные.  В жизни мы редко их встречаем. И дело не только в том, что мало обращаем внимание. Хотя, конечно, и в этом - тоже. Они такие же люди, только с немного другим набором хромосом. Но они не ошибка, не проблема, не бремя, не неприятность, не наказание, не случайность. Они - данность, как чудо. Они особые, и каждый из них - особенный.  И как каждый светлячок имеет свой собственный цвет света, так и они, «Светляки», - каждый индивидуален.

Сама группа больше похожа на «детский сад». Своеобразный, но все равно детский сад. Бегут к Инге Ромаевне или Наталье Дмитриевне, здороваются, обнимаются. Бегут со своими радостями или обидами, победой или проблемой. Здесь дети большие, даже взрослые, но дети. Потому и Светляки. Забавно. Но так есть. В группе по списку 18 человек. Ходят на занятия чуть меньше человек. Есть костяк с детства, но лидера нет, все равны.  Похоже на маленькое сообщество в обществе. У всех - заболевания ментального характера. И вот тут возникают трудности с социализацией. Потому что только у детей с неврологическими проблемами имеются особые трудности.

 Для каждой формы инвалидности есть свои трудности с социализацией. В чем особенность занятий для этих ребят в светляковой группе, давно уже определили. В первую очередь для закрепления мышечной памяти необходимо строгое расписание. Так как каких-то общих рекомендаций и методик нет, специалистам все приходится придумывать, пробовать. Так было создано свое уникальное расписание. Первая половина дня проходит в центре. Учатся готовить простые блюда. На праздники, кстати, сами составляют меню и сами готовят. Обучаются заботиться о своем внешнем виде и получают навыки ведения домашнего хозяйства. Пишут картины, лепят, занимаются бисероплетением.  Обязательно ходят в спортивный зал «Строитель». У них проводятся спортивные соревнования. С осени начнутся занятия адаптивной физкультурой с тренером ДЮСШ Тамарой Сергеевной Ермаковой. Тем более что она многих знает и любит с тех пор, как они были детками. А поверьте, не полюбить их нельзя. С удовольствием участвуют в психологических тренингах: «Самопрезентация», «Сказкотерапия» и др. В городской библиотеке с интересом получают навыки работы на компьютере. Например, у Ильи есть своя страница «Вконтакте». Там же, в библиотеке, проходят  встречи с пенсионерами в клубе «Задоринка». Вообще они стараются чаще выходить «в люди». Разнообразные выступления на праздничных мероприятиях и участие в конкурсах - это тоже часть педагогическо- воспитательной программы.  В гости часто приходят волонтеры отряда «Вектор» с педагогом Светланой Сергеевной Насыровой. Приходят студенты педагогического колледжа. Им, как будущим педагогам, полезно для практики позаниматься со Светляками. Так в обычные детские сады и школы стали чаще принимать деток с различными заболеваниями.

Более двух лет занятия в анимационной студии «Мультфонарь» при средневековом замке Инстербург проводит член организации «Фонд «Дом-Замок» Владислав Олейник. По словам Владислава Леонидовича, «эти чудо-ребята вообще не переживают, умеют ли они рисовать. Они приходят и рисуют каждый четверг, оставляя после себя очередную пачку шедевров». «Рисуют» красками, а также песком, камнями и другими необычными материалами. На их основе потом создаются прекрасные фильмы  с элементами анимации. В социальной сети есть страница анимационной студии, на которой  Владислав сделал альбом, куда регулярно выкладывает рисунки детей, и назвал эту коллекцию «Светляковой книгой».

Также в замке проводится специальная терапия – общение с лошадьми. Такая иппотерапия считается очень тонкой, потому что при работе, к примеру, с аутичными ребятами, замкнутыми в себе, лошадь выступает как проводник, посредник, средство раскрытия и адаптации ребенка к окружающему миру.

Фея замка Инстербург Влада Смирнова занимается с ребятами постановкой танцев. В репертуаре уже пять постановочных номеров. С ними, а также с картинами и поделками ребята неоднократно становились лауреатами и призерами областного конкурса творчества инвалидов «От сердца к сердцу».

В ювелирной мастерской замка был нарисован и создан сам Светляк. Теперь он красуется на медали.

На первый взгляд все в центре устроено и в бытовом плане и по учебно-воспитательной работе. К ним в гости приезжают из Калининграда и из других центров региона для того, чтобы перенять опыт. Но мы все-таки смогли найти маленькую «ложку дегтя»: нет хорошего фотоаппарата, а он очень, очень нужен! И для работы - просто необходим интернет.

Майя КСЕНЕВИЧ

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных